Logo    
Деловая газета CitCity.ru CITKIT.ru - все об Open Source Форумы Все публикации Учебный центр Курилка
CitForum    CITForum на CD    Подписка на новости портала Море(!) аналитической информации! :: CITFORUM.RU
IT-консалтинг Software Engineering Программирование СУБД Безопасность Internet Сети Операционные системы Hardware

19.01.2017

Google
WWW CITForum.ru
С Новым годом!
2005 г

Программист или интерэкшн-дизайнер?

Ким Гудвин, VP Design and General Manager, Cooper Ltd.
Оригинал: Can Programmers Do Interaction Design? by Kim Goodwin
Перевод: К.Максимов, А.Максимова, сайт maxkir.com

Практически во всех компаниях, с которыми работала наша консалтинговая фирма, программисты считают, что форму и поведение программного продукта должны определять именно они. Наверное, при отсутствии интерэкшн-дизайнеров1 так оно и есть. Программист по опыту знает, что никто не продумает за него, как именно программа будет предоставлять информацию пользователю. Остальные тоже не задаются вопросом, почему разработкой поведения программы занимается программист, так как это считается технической задачей.

В результате руководители уверены, что интерэкшн-дизайн им бесплатно сделают программисты. Им кажется, что интерэкшн-дизайнеры вообще не нужны: если программное приложение получится слишком сложным, они решат, что программистам нужен соответствующий психологический тренинг. Однако дизайн поведения программы, разработанный программистами, далеко не бесплатное приобретение. Такой дизайн не качественен, не эффективен и, к тому же, связан с серьезным риском.

Такой дизайн не качественен, потому что программисты не способны думать как интерэкшн-дизайнеры (или пользователи).
Если вам важно, чтобы пользователи и заказчики были довольны программным продуктом, то его дизайном должны заниматься люди, которые понимают чаяния заказчиков и пользователей, и способны смотреть на мир их глазами. Программисты же не способны думать так, как думают обычные люди. Их мыслительный процесс настолько отличается от среднестатистического, будто они относятся к другому биологическому виду. Алан Купер даже прозвал их "хомо логикус". Он нас, сапиенсов, их отличает не только пристрастие к кофеину и отвращение к дневному свету; самое большое различие состоит в мировосприятии. Нам достаточно просто радоваться тому, что программа делает то, что мы от нее хотим. Нас не интересует, как именно она это делает. А вот представитель вида хомо логикус, в отличие от нас, глубоко интересуется как раз тем, как программа устроена внутри.

Хороший программист одновременно удерживает в голове целую дюжину переменных и продумывает все возможные граничные условия, которые могут нарушить работу программы. А вот о чем программист задумывается редко, так это о том, что "возможное" далеко не всегда означает "вероятное". Возьмем простой пример: в приложении Apple iPhoto самые важные для пользователя функции, как например, разворот и обрезка фотографий, вынесены на самое видное место. Если бы дизайн для iPhoto создавал программист, то наряду с часто используемыми функциями, "на поверхности" оказались бы и специфические возможности, например, изменение глубины цвета изображения. Интерэкшн-дизайнер либо "спрячет" эту возможность подальше в меню, либо, что еще лучше, вообще откажется от нее, сэкономив, тем самым, время на разработку и поддержку программы.

Такой дизайн не эффективен, потому что изначально у программиста нет описания поведения программы.
Когда дизайн продукта создается программистом, время работы существенно увеличивается. Первая, и самая очевидная причина состоит в том, что программист тратит свое драгоценное время на выбор элементов управления и расположение их на экране, когда он мог бы писать код. Эта неэффективность еще больше заметна при итеративной разработке: представьте себе, что вы пригласили архитектора построить дом, но не дали ему чертежей. Когда вы отвергаете то, что было построено во время первой итерации, он говорит: "Прекрасно, второй этаж вам был не нужен. Нет проблем, сейчас мы его снесем, а в следующий раз постараемся построить то, что вам понравится больше". Конечно, при разработке программных продуктов этот процесс не так нагляден, но его последствия оказывают не менее разрушительный эффект на бюджет и временные рамки проекта.

"Но ведь мы же дали им спецификации!" - восклицают маркетологи. "Они просто не делают то, о чем мы их просим!". Если честно, самим программистам тоже не очень-то нравится постоянно переделывать свою работу. Однако они не умеют читать мысли, а без этой способности едва ли можно разобраться в обычной спецификации, которую написали сотрудники отдела маркетинга. Если бы Стивен Спилберг дал своей команде такую задачу: показать сцену погони, любовную сцену, взрыв и хэппи энд, то едва ли в итоге получился бы впечатляющий блокбастер.

Программисты, по идее, должны работать с неким планом и спецификацией поведения программы, которая описывает внешний вид каждого экрана и поведение всех находящихся на них элементов. Когда у программистов есть подобные спецификации, они работают гораздо эффективнее, заметно сокращая и время, и объем работ, и количество итераций, что не раз отмечали наши клиенты. Одни говорят, что время разработки сократилось вдвое, другие утверждают, что сэкономили год работы.

Этот дизайн связан с риском, потому что руководители проекта не контролируют ситуацию.
У большинства руководителей - тех, которые не разбираются в технических вопросах, и даже тех, которые разбираются в них очень хорошо, в глубине души живет ощущение, что они не контролируют процесс разработки. И они совершенно правы. Конечно, они могут определять сроки, зато программисты решают все остальное. В этом нет ничего пред- или злонамеренного. Если бы это было так, то руководители уже давно приняли бы меры. Это происходит негласно, потому что вопросы поведения продукта считаются техническими и автоматически переходят в ведение программистов.

Проблема усложняется еще и тем, как мыслит разработчик: у него никогда нет достаточного количества времени - ни на то, чтобы писать код, ни на то, чтобы следовать процессу, ни на что. Если маркетолог подойдет к нему с вопросом: "А нельзя ли вот тут сделать поддержку функции "перетащить и оставить"?", то программист обязательно ответит: "Нет, это практически невозможно". Однако по-настоящему он имеет в виду: "Это невозможно сделать за тот ничтожный период времени, который вы мне отвели. Я не могу выполнить те двадцать запросов, которые вы уже дали, и еще вот этот". Эта уверенность в нехватке времени приводит к подспудным решениям относительно функциональности продукта, а руководители даже не понимают этого. А что если возможность "перетащить и оставить" сделала бы ваш онлайновый магазин недосягаемым для конкурентов? Что если бы это позволило сэкономить 20 000 долларов в месяц на звонках в службу технической поддержки? Абсолютное большинство руководителей предпочтут выпустить хороший продукт, но на месяц позже, чем в срок, но плохой.

Включая в команду разработчиков дизайнеров-непрограммистов, руководители снова обретают контроль над решением важных вопросов, касающихся функциональности продукта. Вооружившись исследованиями поведения целевой аудитории, интерэкшн-дизайнеры могут сесть за "стол переговоров" с маркетологами, техническими специалистами и руководителями и найти такое решение, которое наилучшим образом удовлетворяло бы ожидания пользователей и клиентов. Тут же технический специалист может донести до общего сведения, сколько времени и сил уйдет на это у программистов, маркетологи оценят влияние такого решения на количество продаж, а руководитель, получив всю необходимую информацию, принимает оптимальное для компании решение.

Работа интерэкшн-дизайнера выгодна с точки зрения себестоимости, потому что в результате у программистов высвобождается время на написание кода, клиенты получают продукт, который им нравится, и который они не променяют ни на какой другой. При этом сокращаются расходы на службу технической поддержки, а весь процесс разработки становится более предсказуемым и контролируемым. Так почему бы вам прямо сейчас не набрать номер отдела по найму персонала и не сказать, что у вас есть вакансия?


Об авторе
Ким Гудвин (Kim Goodwin) является вице-президентом по дизайну и генеральным менеджером компании "Cooper". Если у вас есть вопросы, комментарии или предложения, вы можете написать ей письмо на адрес kim@cooper.com


1) Для термина "interaction designer" пока еще не существует устоявшегося русского перевода. Именно поэтому здесь этот термин просто транскрибируется. "Интерэкшн-дизайнер" - возможно, не лучший вариант, но по крайней мере, звучит привычно в профессиональной среде и не создает вопросов относительно его значения. Другие варианты перевода: "дизайнер взаимодействия", "проектировщик взаимодействия", "дизайнер интерактивных систем".

© Copyright Cooper Ltd., все права защищены
© Copyright maxkir.com, перевод, 2004

Размещение рекламы — тел. +7 495 4119920, ICQ 232284597

Подписка на новости IT-портала CITForum.ru
(библиотека, CITKIT.ru, CitCity)

Новые публикации:

24 декабря

CITKIT.ru:

  • Новогодние поздравления
  • Сергей Кузнецов. Цикл Операционные системы: Ностальгия по будущему:

  • Алексей Федорчук. OpenSolaris 2008.11 Release

  • Сергей Голубев:

  • Евгений Чайкин aka StraNNik (Блогометки):

    17 декабря

  • С.Д.Кузнецов. Базы данных. Вводный курс

    10 декабря

    CITKIT.ru:

  • OpenSolaris 2008.11 Release

  • Альтернативные ОС: две грустные истории (С.Кузнецов)
  • Nokia N810 — доведение до ума
  • CitCity:

  • Платформа 2009: заоблачные перспективы Microsoft

    4 декабря

  • Лекция С.Д.Кузнецова Понятие модели данных. Обзор разновидностей моделей данных

    CITKIT.ru:

  • OpenSolaris 2008.11 Release. Первые впечатления

  • Linux vs FreeBSD: продолжим "Священные войны"?

  • Nokia N810 as is

  • Индульгенция для FOSS

  • Друзья СПО'2008

    26 ноября

  • Нечеткое сравнение коллекций: семантический и алгоритмический аспекты

    CitCity:

    CITKIT.ru:

  • Глава из книги А.Федорчука
    Сага о FreeBSD:
  • 19 ноября

  • Проблемы экономики производства крупных программных продуктов

  • Язык модификации данных формата XML функциональными методами

    CITKIT.ru:

  • Главы из книги А.Федорчука
    Сага о FreeBSD:

    Заметки к книге:

  • FreeBSD: монтирование сменных устройств и механизм HAL
  • Текстовый редактор ee

    12 ноября

  • Правило пяти минут двадцать лет спустя, и как флэш-память изменяет правила (Гоц Грейф, перевод: Сергей Кузнецов)

    CITKIT.ru:

  • Главы из книги А.Федорчука
    Сага о FreeBSD:
  • OSS в России: взгляд правоведа (В.Житомирский)

  • Новая статья из цикла С.Голубева "Железный марш":

    29 октября

  • О некоторых задачах обратной инженерии

  • Веб-сервисы и Ruby

  • Тестирование web-приложений с помощью Ruby

    CITKIT.ru:

  • Главы из книги А.Федорчука
    Сага о FreeBSD:

  • PuppyRus Linux - беседа с разработчиком (С.Голубев)

  • Сергей Кузнецов. Заметка не про Linux

    22 октября

  • Обзор методов описания встраиваемой аппаратуры и построения инструментария кросс-разработки

    CITKIT.ru:

  • Сергей Кузнецов. Почему я равнодушен к Linux

  • Глава из книги А.Федорчука
    Сага о FreeBSD:
  • Что надо иметь
    3. Базовые познания

    CitCity:

  • Управление IT-инфраструктурой на основе продуктов Microsoft

    15 октября

  • Методы бикластеризации для анализа интернет-данных

    CitCity:

  • Разъемы на ноутбуках: что они дают и зачем их так много?
  • AMD Puma и Intel Centrino 2: кто лучше?

    CITKIT.ru:

  • Новый цикл статей С.Голубева
    Железный марш:

  • Главы из книги А.Федорчука
    Сага о FreeBSD:

    8 октября

  • Автоматизация тестирования web-приложений, основанных на скриптовых языках
  • Опыт применения технологии Azov для тестирования библиотеки Qt3

    Обзоры журнала Computer:

  • SOA с гарантией качества
  • Пикоджоуль ватт бережет
  • ICT и всемирное развитие

    CitCity:

  • Пиррова победа корпорации Microsoft

    CITKIT.ru:

  • Главы из книги А.Федорчука
    Сага о FreeBSD:

    Статья из архива:

  • Я живу в FreeBSD (Вадим Колонцов)

    Новые Блогометки:

  • Перекройка шаблона Blogger или N шагов к настоящему
  • Blogger. Comment style
  • Screenie или глянцевый снимок экрана

    2 октября

    CITKIT.ru:

  • Сага о FreeBSD (А. Федорчук)

    Zenwalk: пакет недели

  • Банинг — интеллектуальное развлечение (С.Голубев)

    CitCity:

    25 сентября

  • Клермонтский отчет об исследованиях в области баз данных

    CITKIT.ru:

  • Пользователям просьба не беспокоиться... (В.Попов)

  • Снова про ZFS: диск хорошо, а два лучше
  • Командная оболочка tcsh (А.Федорчук)

    Zenwalk: пакет недели

    17 сентября

  • T2C: технология автоматизированной разработки тестов базовой функциональности программных интерфейсов
  • Технология Azov автоматизации массового создания тестов работоспособности

    CITKIT.ru:

  • FreeBSD: ZFS vs UFS, и обе-две — против всех (А.Федорчук)

    Zenwalk: пакет недели

  • Дачнет — практика без теории (С.Голубев)

    10 сентября

  • За чем следить и чем управлять при работе приложений с Oracle
  • Планировщик заданий в Oracle
    (В.Пржиялковский)

    CITKIT.ru:

  • Microsoft: ответный "боян" (С.Голубев)

  • Причуды симбиоза, или снова "сделай сам" (В.Попов)

  • Файловые системы современного Linux'а: последнее тестирование
  • Zsh. Введение и обзор возможностей
    (А.Федорчук)

    Описания пакетов Zenwalk: Zsh, Thunar, Thunar-bulk-rename, Xfce4-places-plugin, Xfce4-fsguard-plugin

    Блогометки:

  • Google Chrome
  • Лончер для ASUS Eee PC 701

    3 сентября

    CITKIT.ru:

  • Заметки о ядре (А.Федорчук):

    Добавлены описания пакетов Zenwalk: Galculator, Screenshot, Gnumeric, Pidgin

    В дискуссинном клубе:

  • И еще о Википедии и Google Knol

  • Лекция для начинающего линуксоида (С.Голубев)

    26 августа

  • Транзакционная память (Пересказ: С. Кузнецов)

    CITKIT.ru:

  • Открыт новый проект Zenwalk: пакет недели

  • Статья Текстовые процессоры и их быстродействие: конец еще одной легенды?

    21 августа

    CITKIT.ru:

  • Почему школам следует использовать только свободные программы (Ричард Столлман)
  • Беседа Сергея Голубева с учителем В.В.Михайловым

  • Википедия или Гуглезнание? Приглашение к обсуждению (Алексей Федорчук)
  • Народная энциклопедия от Google (StraNNik)

  • Обзор Mandriva 2009.0 Beta 1 Thornicrofti
  • Новичок в Линукс: Оптимизируем Mandriva 2008.1

  • Книга Zenwalk. Приобщение к Linux:

    13 августа

    CitCity:

  • Мирный Atom на службе человеку. Обзор платы Intel D945GCLF с интегрированным процессором
  • Обзор процессоров Intel Atom 230 на ядре Diamondville

  • iPhone - год спустя. Скоро и в России?

    CITKIT.ru:

  • Интермедия 3.4. GRUB: установка и настройка (из книги Zenwalk. Приобщение к Linux)

    6 августа

  • СУБД с хранением данных по столбцами и по строкам: насколько они отличаются в действительности? (Пересказ: С. Кузнецов)

    CITKIT.ru:

  • Интермедия 2.2. Что неплохо знать для начала (из книги Zenwalk. Приобщение к Linux)

  • И снова про шрифты в Иксах (А.Федорчук)

  • 20 самых быстрых и простых оконных менеджеров для Linux

  • Дело о трех миллиардах (С.Голубев)

    30 июля

  • OLTP в Зазеркалье (Пересказ: С. Кузнецов)

    CitCity:

  • Будущее BI в облаках?
  • Тиражные приложения и заказная разработка. Преимущества для заказчика
  • Дискуссия со сторонниками заказной разработки

    CITKIT.ru:

  • Новые главы книги Zenwalk. Приобщение к Linux:
  • Глава 8. Пакеты: средства установки, системы управления, системы построения
  • Глава 9. Zenwalk: репозитории, пакеты, методы установки

    23 июля

    CITKIT.ru:

  • Все против всех. 64 vs 32, Intel vs AMD, tmpfs vs ext3
  • Две головы от Intel

  • Zenwalk: обзор штатных приложений (глава из книги "Zenwalk. Приобщение к Linux")

  • Нормально, Григорий...

    16 июля

    Обзоры журнала Computer:

  • Перспективы и проблемы программной инженерии в XXI веке
  • Большие хлопоты с большими объемами данных
  • Перспективы наноэлектроники

    CITKIT.ru:

  • Интермедия о лицензиях (А.Федорчук. "Zenwalk. Приобщение к Linux")

  • Есть ли будущее у KDE?

  • Linux в школе: альтернативный вариант в задачах

  • Шифр (приключения агента Никодима)

    10 июля

    CITKIT.ru:

  • Новые разделы книги А. Федорчука Zenwalk. Приобщение к Linux:
  • Интермедия вступительная. Linux или GNU/Linux? Как вас теперь называть?
  • Глава 5. Среда Xfce
  • Глава 6. Xfce: приложения и плагины

  • ZUR (Zenwalk User Repository) FAQ

    2 июля

  • Персистентность данных в объектно-ориентированных приложениях (С. Кузнецов)

    CITKIT.ru:

  • Новые разделы книги А. Федорчука Zenwalk. Приобщение к Linux:
  • Интермедия 1.2. Дорога к Zenwalk'у. Период бури и натиска
  • Интермедия 3.3. Немного о Linux'е и "железе"
  • Глава 4. Настройка: инструментами и руками
  • Интермедия 4.1. Zenpanel и конфиги: поиски корреляции

  • Интервью с Жан-Филиппом Гийоменом, создателем дистрибутива Zenwalk

  • Linux в школе: первые итоги (С. Голубев)

    25 июня

    CITKIT.ru:

  • Zenwalk. Приобщение к Linux (А. Федорчук)

  • Логика и риторика (С.Голубев)

  • Технология Tru64 AdvFS

  • Ханс Райзер предлагает отвести полицейских к телу Нины

    18 июня

  • Проекты по управлению данными в Google (Пересказ: С. Кузнецов)

    CITKIT.ru:

  • ОС и поддержка "железа": мифы и реальность (А. Федорчук)

  • Linux в школе: другие дистрибутивы

  • Пинок (С. Голубев)

    4 июня

  • Ландшафт области управления данными: аналитический обзор (С. Кузнецов)

    CITKIT.ru:

  • Linux в школе: слово заинтересованным лицам

  • SlackBuild: пакеты своими руками

  • Linux от компании Novell. Установка и обзор openSUSE Linux

    Все публикации >>>




  • IT-консалтинг Software Engineering Программирование СУБД Безопасность Internet Сети Операционные системы Hardware

    Информация для рекламодателей PR-акции, размещение рекламы — тел. +7 495 4119920, ICQ 232284597 Пресс-релизы — pr@citcity.ru
    Послать комментарий
    Информация для авторов
    Rambler's Top100 TopList liveinternet.ru: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня This Web server launched on February 24, 1997
    Copyright © 1997-2000 CIT, © 2001-2007 CIT Forum
    Внимание! Любой из материалов, опубликованных на этом сервере, не может быть воспроизведен в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами без письменного разрешения владельцев авторских прав. Подробнее...